Сайт учителя английского языка
Дубицкой Людмилы Викторовны


Пятница, 10.05.2024, 00:44
Приветствую Вас, Гость

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны. Эти проблемы уже вышли из разряда педагогических и обрели социальное значение. Сохранить здоровье каждого школьника – это значит содействовать решению учебно-воспитательных задач.

Проблема внедрения и использования на уроках здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку проявляется особенно остро в силу специфики предмета. Не секрет, что без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести в необходимый момент, ранее пройденный материал, изучение нового материала всегда сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта. Поэтому внедрение и систематическое использование на уроках английского языка здоровьесберегающих технологий становится обязательны условием современного урока в свете требований ФГОС.

Работая в разных классах ставлю перед собой неизменную задачу помочь каждому ученику развить свои способности, способствовать сохранению и укреплению здоровья каждого ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. Начинаю с того, что на уроках английского языка, прежде всего, создаю условия для здорового развития детей:

1. Соблюдаю физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитываю время трудоспособности, утомляемость, учебную нагрузку, обеспечиваю регулярную смену видов деятельности, провожу физкультминутки).

2. Произвожу гигиеническую оценку условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, режим и организацию учебно-воспитательного процесса).

3. Формирую здоровый образ жизни.

Учебная нагрузка соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Этому правилу следую неукоснительно. Объем домашних заданий строго ограничен нормами СанПиН. Воздушно-тепловой и световой режим в кабинете полностью соблюдается. Дети занимают места в классе согласно физической конституции и особенностей зрения.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя - это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  1. Строгая дозировка учебной нагрузки на уроке.
  2. Разноуровневые задания и построение урока с учетом работоспособности учащихся.
  3. Активное использование ИКТ и Интернет-ресурсов, но в пределах допустимых по времени норм.
  4. Достаточно и в меру используемые наглядность и ТСО, что способствует сохранению активной работоспособности обучающихся и предупреждению их преждевременной утомляемости во время учебного процесса.
  5. На уроках используются разные формы работы, игровые технологии, оригинальные задания, которые обеспечивают умственную и двигательную активность обучающихся и позволяют снять эмоциональное напряжение:
  • Считалки – это не только интересный языковой материал, но и замечательный способ эстетического, психологического, физического и умственного развития ребенка, также они служат для снятия эмоциональной напряженности.
  • Рифмовки –повышают настроение на уроках, объединяют и организуют детей своим ритмом. Они, оживляя урок, помогают многим ребятам преодолеть психическое напряжение, то есть справиться с утомляемостью.
  • Песни – способствуют созданию на уроке естественного речевого общения, снимают напряжение, непроизвольно побуждают к активному участию в уроке, вносят элемент праздничности, эмоциональности, способствуют запоминанию материала, снимают усталость на уроке.

Большую популярность среди моих учащихся снискали детские флеш-песенки, которые дети разучивают с удовольствием, имея перед собой красочную визуальную опору. Их можно найти на разных сайтах. к примеру:

http://learnenglishkids.britishcouncil.org/

http:/busybeavers.com/ и др.

Такого рода флеш-песенки бывают очень полезны на этапе постановки цели и задач урока и мотивации учебной деятельности учащихся.

  • Физкультминутки - эффективное орудие против усталости и утомления на уроке. В начальной школе на уроках английского языка проводятся ежеурочно, в среднем и старшем звене проводятся по мере необходимости в зависимости от сложности, интенсивности и формы работы на уроке, а также в зависимости от индивидуальной работоспособности учащихся.

При подборе стихотворений и рифмовок к уроку я обращаю внимание на следующее:

  1. важно, чтобы их грамматический и лексический материал сочетались с темой урока;
  2. преимущественно подбираю стихи и рифмовки с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;
  3. текст чаще воспроизводится в записи или проговаривается учителем, особенно в начальной школе, так как при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание.

Примеры физкультминуток:

After a bath.

After a bath

I try, try, try,

To wipe myself

Till I dry, dry, dry.

I wipe my hands

And fingers and toes

And two wet legs

And a little shiny nose. Just think how much less time I'd take

If I were a dog

And could shake, shake, shake.

Зарядка для глаз.
Look left, right
Look up, look down
Look around.
Look at your nose
Look at that rose
Close your eyes
Open, wink and smile.

 

Hands on the head,

Hands on the hips,

Hands on the table,

Hands like this (shake)

Hands on the shoulders,

Hands up and down,

Hands behind the head

And sit down!

 

Five little gentlemen
Going for a walk.
Five little gentlemen
Stop for a talk.
Along came five ladies
They stood all together
And they began to dance.
(5 пальчиков – джентельмены, 5 пальчиков – леди, они встречаются и начинают танцевать)

Teddy Bear, Teddy Bear, touch your nose

Teddy Bear, Teddy Bear, touch your toes;

Teddy Bear, Teddy Bear, touch the ground,

Teddy Bear, Teddy Bear, turn around.

Teddy Bear, Teddy Bear, turn around,

Teddy Bear, Teddy Bear, touch the ground,

Teddy Bear, Teddy Bear, reach up high

Teddy Bear, Teddy Bear, wink one eye,

Teddy Bear, Teddy Bear, slap your knees,

Teddy Bear, Teddy Bear, sit down please.

Hands up! Clap! Clap! Clap!

Hands down! Shake! Shake! Shake!

Hands on hips! Jump! Jump! Jump!

Hop! Hop! Hop! Stand still !

 

По УМК "Английский с удовольствием"/"Enjoy English" для 2-4 классов можно провести игровую физкультминутку на внимание. Выбираем любого героя (Трикки, Алису, Тайни, Тома, Тима, Дайно и т.д. ) и просим ребят повторить действие: Tricky says: "Run!" Ticky says: "Fly!" Tricky says: "Jump!" и т.п.

Очень ярким и интересным делает урок использование мультимедийных физкультминуток:

http://www.youtube.com/watch?v=h4eueDYPTIg&list=PL03JddKdZKsrE2J5OkEy2jh12lbzWoj2J

http://www.youtube.com/watch?v=EKPR54N1QqE

http://www.youtube.com/watch?v=-ai2Ix-PgJ4

Эти и многие другие находятся в свободном доступе сети Интернет.

Танцевальные и музыкальные физкультминутки в младшем и среднем делают урок насыщеннее и увлекательнее, повышают эмоциональное состояние учащихся. Они способствуют развитию координации, непринужденности и эмоциональности движений.

  • Игра развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как она делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Игра- пантомима:

  • При изучении алфавита: изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером).
  • Ученик(и) у доски выполняет(ют) это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита.

- При изучении темы ‘’My pet’’ изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.

- При изучении темы ‘’My day’’ изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.

  • Ролевая игра – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, предполагающий самостоятельное языковое поведение, когда развитие ситуации происходит благодаря коммуникативной деятельности участников игры. Деятельность доставляет удовольствие и не угрожает личности ребенка, ученика. Такая игра в роль укрепит уверенность в себе.

- Ролевая игра-пантомима ‘’In the shop’’. Ситуация: В магазине Лондона ты хочешь купить какую-либо вещь. Недостаточно хорошо владея английским языком, ты пытаешься объясниться с продавцом жестами, мимикой.

Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, пространственно-временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках.

  • Инсценирование – это вид игровой деятельности. Использование театра на уроках показало эффективность этого приема, прежде всего для развития навыков и умений неподготовленной устной речи. Этот прием реализации здоровьесберегающих технологий способствует снятию усталости в процессе обучения.

К примеру, на уроке обобщения по теме «Дружба» в 7 классе (УМК «Английский язык» Кузовлева В.П., Лапы Н.М., Перегудовой Э.Ш. и др) чрезвычайно интересен с позиции здоровьесбережения разработанный мною урок-спектакль на английском языке (http://www.openclass.ru/node/265378)

  • Драматизация – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, направленный на развитие коммуникативности школьника средствами художественных произведений. Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции, способствует развитию навыков общения на английском языке, расширяет кругозор и творческую личность ребенка, вырабатывает спонтанную речь. Начинаю с простейшего «Знакомство». Дети очень любят драматизации на тему "В магазине", "День рождения", "За столом".
  1. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка реализую на основе личностно-ориентированного подхода, метода проектов, дифференцированного подхода, обучения в сотрудничестве, деятельностного подхода и некоторых других образовательных технологий по их здоровьесберегающей направленности.
  • Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, обеспечение комфортных условий её развития и реализации природных возможностей.
  • Педагогика сотрудничества – как создающая все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
  • Технология уровневой дифференциации обучения. Уроки строятся с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. Появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше.

Активное использование современных педагогических технологий, методов и приемов обучения позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, снимая у них элементы стресса и напряжения, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.

Считаем, что внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классных коллективах. Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке. Преодолеть трудности в достижении целей и задач обучения, учит детей жить без стрессов, а также сохранять свое и ценить чужое здоровье.

Литература:

 

Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. ВАКО, 2004

Колисник И.И. Рациональная организация учебного процесса. Саратов, 2004

Смирнов А. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., АПКРО, 2002.

Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Н.И. Дереклеева, Москва 2004

Материалы с сайтов:

http://festival.1september.ru/articles/598686/

http://saburovka.narod.ru/zd_tex.htm

http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2012/10/21/ispolzovanie-zdorovesberegayushchikh