Сайт учителя английского языка
Дубицкой Людмилы Викторовны


Пятница, 10.05.2024, 23:18
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

«Приёмы смыслового чтения как средство формирования универсальных учебных действий»

Уважаемые коллеги! Здравствуйте!

 

Для начала предлагаю вам прочитать несколько текстов. Это деформированные тексты. (СЛАЙД 2, 3, 4)

 Презентация

Возникли ли какие-нибудь трудности при прочтении такого рода текстов?  Почему?(Справились с заданием без особых проблем. Есть читательский опыт)

 

Действительно, большинство из нас, благодаря накопленному социальному опыту и  владея прочно сформированным навыком смыслового чтения, способны мгновенно охватить целое предложение и понять смысл прочитанного.  Технику активно-продуктивного или смыслового чтения  мы должны суметь сформировать и у  наших учащихся.

 

Тема моего мастер–класса «Приёмы смыслового чтения как средство формирования универсальных учебных действий» (СЛАЙД 5)

 

Что происходит на уроке, когда мы даём детям задание, начинающееся со слова «Прочтите…»? Будь то художественные или научно-популярные тексты, правила, графики, диаграммы, или даже установки к заданиям. Все мы крайне часто сталкиваемся с проблемой  - дети не читают, не хотят читать, или не понимают, что прочитали, да еще и на иностранном языке, а, все потому, что просто  не умеют читать, то есть не владеют смысловым чтением.

 

ПОМЕТКА НА ПОЛЯХ «Читается трояким образом: первое – читать и не понимать, второе – читать и понимать, третье – читать и понимать даже то, что не написано», - писал Я.Б. Княжнин (Яков Борисович, один из крупнейших драматургов русского классицизма, 18 век). Достичь третьего уровня понимания текста и позволяет смысловое чтение. (СЛАЙД 6)

 

Сегодняшние школьники испытывают множественные проблемы и затруднения, связанные с пониманием текста: (СЛАЙД 7)

  • не понимают смысла прочитанного;
  • общение строят при помощи отдельных слов, словосочетаний, коротких фраз;
  • владеют ограниченным словарным запасом;
  • ученики не ставят знаки препинания, не используют заглавных букв, не владеют интонацией, что ведет к неумению структурировать информацию, непониманию.
  • пользуются чужими мыслями, фразами, часто просто их переписывая, не понимая смысла;
  • не владеют приемами сжатия информации: исключения, обобщения, упрощения, то есть приемами передачи смысла информации своими словами. 
  • ученики даже не пытаются прочитать текст полностью, делают вывод о содержании текста по первым фразам, остальное домысливают сами по «шаблонным» представлениям о данной теме;
  • стараются запомнить информацию слово в слово (без понимания), что невозможно.

В то же время ФГОС провозглашает , что "... чтение в современном обществе носит "метапредметный" или "надпредметный" характер, и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям". Следовательно, федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования, предъявляя требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, выделяет «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» в качестве обязательного компонента. (СЛАЙД 8)

 

 

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части есть в структуре всех универсальных учебных действий: (СЛАЙД 9)

  • личностные УУД –  мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  •  регулятивные УУД – принятие учащимся учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объём словаря;
  • коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

 

С введением ФГОС системно-деятельностный подход, положенный в основу новых Стандартов, диктует необходимость организации деятельности на уроке таким образом, чтобы учащийся занимал активную учебную позицию. Происходит овладение учащимися универсальными учебными действиями, через которые приобретается умение учиться, то есть формируется умение самостоятельно усваивать новые компетентности, применять знания в действии.

Читательская грамотность рассматривается сегодня как одна из самых важных компетентностей, характеризующих готовность к жизни в современном обществе. Читательская компетентность подразумевает сформированность у учащихся навыков и умений оперирования письменной информацией: поиск нужных текстов, их отбор и организацию в соответствии с определенной темой, их адекватное прочтение и интерпретацию, устную и письменную репрезентацию прочитанного. Таким образом, читательская компетентность (СЛАЙД 10) включает в себя понятия «грамотность» (навыки чтения, письма, счета и работы с документами), «минимальная грамотность» (способность читать и писать простые сообщения), а также «функциональная грамотность» (способность человека использовать навыки и умения чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом).

          

 

Цель смыслового чтения - формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлечённую информацию). (СЛАЙД 11)

 

В материалах PISA (Международного исследования-теста грамотности школьников) дана классификация текстов по структуре (сплошные и несплошные) и по по ситуации (контексту) использования (для личных целей, для общественных целей, для рабочих целей, для получения образования). (СЛАЙД 12)

К сплошным относятся:

  • описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и.т.д.);
  • повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов);
  • рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения

К несплошным текстам относятся:

  • графики;
  • диаграммы;
  • схемы (кластеры);
  • таблицы;
  • географические карты и карты местности;
  • план помещения, местности, сооружения и т.д.

Так вот, наша задача - научить детей работать со всякого рода текстами, в том числе  с научно-популярными, публицистическими, официально-деловыми текстами, научить понимать, и извлекать необходимую  информацию, делать выводы, преобразовывать текст, используя различные формы представления информации: таблицы, графики, диаграммы, формулы.

Как помочь ученику основной школы овладеть «навыками смыслового чтения сплошных и несплошных текстов различных стилей и жанров»? Одним из главных путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. (СЛАЙД 13)

Н.Н. Сметанникова (Наталья Николаевна - кандидат психологических наук, профессор, директор учебно-методического центра БЕСТТ, президент Русской Ассоциации Чтения и Московского отделения Международной Ассоциации Чтения (IRA),руководитель Европейского проекта «Школа, где процветает грамотность», г.

Москва) выделяет несколько  типов  стратегий смыслового чтения:

1) стратегии предтекстовой деятельности;

2) стратегии текстовой деятельности;

3) стратегии послетекстовой деятельности;

4) стратегии работы с объёмными текстами;

5) стратегии компрессии текста;

6) общеучебные стратегии;

7) стратегии развития словаря.

Н.Н. Сметанникова приводит перечень стратегий работы с текстами разного вида:

1) стратегии работы с информационным текстом;

2) стратегии работы с текстами убеждающее-рассуждающего типа;

3) стратегии фреймов текстов;

4) стратегия «Мониторинг чтения».

ПОМЕТКА НА ПОЛЯХ Если Вас заинтересовал стратегиальный подход к обучению чтению  профессора Сметанниковой Н.Н., Вы можете подробно изучить ее труды в её книгах «Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах» и "Стратегиальный подход к обучению чтению"

Какой бы стратегией мы не воспользовались, важно помнить о принципах обучения чтению на уроках иностранного  языка. Мы всегда должны суметь вовлечь учащихся в содержание, заинтриговать их, поощрять учащихся делать предположения, прогнозы, выражать собственные чувства и эмоции. Думаю, на современном этапе информационной перенасыщенности учителя  не испытывают сложности в том, чтобы найти информацию, трудность заключается в том, чтобы обеспечить соответствие заданий и  темы текста. Успешность формирования навыка смыслового чтения напрямую зависит от правильно подобранных приемов стратегии смыслового чтения. Ведь самые интересные тексты могут быть скучны и неинтересны, если скучны и неинтересны задания, тогда как сложные и однообразные тексты могут быть прочитаны с интересом, если задания будут активизировать воображение учащихся, если будет присутствовать дух соревнования на занятии, юмор и комфортная атмосфера на уроке.   И наконец,  использовать (выжать) текст до конца. Практически любой текст содержит массу слов, грамматических явлений, полезных фраз и клише для устной  речи, письма, идей, описаний и.т.д. Это языковое богатство на должно пройти мимо учащегося. Его надо интегрировать в увлекательную последовательность учебных действий, использующих тему текста для обсуждения, дискуссии и дальнейших действий.

Давайте попробуем вспомнить свои уроки или этапы уроков, когда мы работаем с текстом. Назовите наиболее эффективный прием, который вы используете для формирования смыслового чтения? (Возможные ответы: инсерт, кластер, кубик Блума, тонкие и толстые вопросы, таблица З-Х-У, мозговой штурм, фишбоун, и т.д.)

Приемов, на самом деле, много. Каждый может выбрать из этого арсенала наиболее подходящие и эффективные приёмы смыслового чтения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Я же хочу остановиться на некоторых приёмах стратегии смыслового чтения, которые чаще всего и с наибольшим удовольствием и успехом использую на своих уроках.  Работая с любым текстом учебника или из дополнительных источников, я не люблю ограничиваться стандартными установками типа "Ответьте на вопросы", "Согласитесь или опровергните", "Закончите предложения".  Чаще продумываю такие задания, чтобы зажечь учащихся к более заинтересованному и вдумчивому чтению.

Я предложу вашему вниманию несколько примеров текстов, с которыми, так или иначе, работают мои учащиеся.

-  Все мы знаем, что портрет человека является зеркалом его души. Глядя на портрет, можно сделать некие выводы о характере человека, его привычках, может быть, интересах. Предлагаю вам посмотреть на этот портрет. (СЛАЙД 14) Попробуйте предположить, кто это? Когда жил? Чем занимался этот человек? Может быть  характер этого человека? (Предположения записываем на доске). (Можно дать подсказку - имя человека, годы жизни. Варианты ответов: Мать Тереза помогала людям. Она была медсестрой(nurse), Она была монахиней(nun), Она прожила долгую жизнь, Она была доброй, Она работала в Азии, Она спасала детей, Она помогала бедным и т.д.)

А теперь прочитайте текст. Давайте проверим наши предположения. Подтвердите предложениями или фразами из текста.

Этот прием называется "Чтение портрета". (СЛАЙД 15) Ребятам предлагаем портрет или фотографию человека или сказочного персонажа (можно с указанием имени, лет жизни) и просим высказать свое мнение о нем, его возрасте, характере и т.д. Все мнения фиксируем на доске. Не надо бояться ошибочных или неточных предположений. Ведь все ошибки легко убрать с доски, и они быстро сотрутся из памяти. По прочтении текста просим ребят найти подтверждения мнениям, указанным на доске. Правильные предположения можно отметить знаком "+", неправильные убрать с доски, а не нашедшие подтверждения в тексте - знаком "?" с последующим предложением найти ответы на  эти вопросы в дополнительных источниках информации. Кроме того,  записи на доске можно и надо дополнить сведениями из текста, о которых ранее ребята не знали. Часто использую данный прием при работе с биографиями. Применяю также этот прием, работая с текстами страноведческого характера. Ведь портретом страны может стать изображение ее ландшафтов, людей, исторических или культурных событий. Прием очень удобен для пробуждения и стимулирования мотивации к работе с текстом актуализации имеющихся знаний и представлений об изучаемом объекте, способствует развитию творческого воображения, логического мышления, учащиеся учатся строить и проверять гипотезы.  Кроме того,  очевидный плюс данного приема в том, что он не требует серьезной предварительной подготовки.

- Прочитайте текст "Открытие Америки" и найдите в нем все возможные числительные. Что они означают?/все географические названия. Что о них говорится в тексте? (СЛАЙД 16)

Этот прием я называю "Внимание, розыск".(СЛАЙД 17)  По ходу  чтения текста дети ищут все возможные числительные (можно дать задание группам, тогда появляется дух соревновательности), затем,  озвучиваем и выписываем на доску, потом называем что они означают или как могут быть  связаны с информацией в тексте.

Я попросила вас найти самые явные единицы информации в тексте. (СЛАЙД 18) Однако, с помощью этого приема можно искать в тексте любую фактическую информацию (даты, имена, географические названия, факты, аргументы за или против, способы решения проблемы и т.д.), если мы работаем с содержанием текста, или различные грамматические и лексические единицы, если нас интересует языковое оформление текста.

Среди других приемов, которые часто применяю на своих уроках, можно выделить следующие:

 

«Кластер/Карта памяти/Майндмэппинг» (СЛАЙД 19)

Учитель пишет на доске ключевое слово/тему. Учащимся нужно подобрать к данному слову спонтанные ассоциации, которые записываются на доске радиально, на ветвях, расходящихся от центральной темы. Важно записывать кратко, только наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками. (Например, ПРАЗДНИКИ - ассоциации: весело(...), вкусно(...), шумно(...) и т.д.)Затем текст, в котором речь идет о выше названной теме, читают, дополняют  по необходимости ветки карты и передают содержание текста, пользуясь ментальной картой.

 

«Синонимайзер » (СЛАЙД 20)

Случается, что в нашей работе нам необходимо создавать уникальные  тексты выступлений, докладов, статей. И так бывает, что хочется выразиться красиво и методически грамотно, а слов не хватает. Что  делать? Приходится обращаться к помощи словарей или сайтов-синонимайзеров. Еще чаще мы сталкиваемся с проблемой скудности словарного запаса наших учащихся на уроке.  Часто в своем ответе дети не могут подобрать нужных слов, не умеют найти замену подзабытым  или еще не изученным единицам. Поэтому часто применяю этот прием. Читаем, разбираем текст. Затем говорю ребятам, что набираю команду по рерайту текста. Прошу заменить выделенные слова в тексте синонимами или синонимичными выражениями. В качестве рабочего материала чаще выступает лексика конкретного урока или серии уроков для продуктивного усвоения. Иногда применяю прием в работе над лексическими отличиями британского и американского вариантов английского языка. (СЛАЙД 21) В младших классах даю подсказки в виде списков слов, содержащих избыточную информацию. В старших классах  подсказки стараюсь не давать, только если вижу затруднения у учащихся.

 

«Не верю, обоснуйте!» (СЛАЙД 22)

Дополняю им прием технологии развития критического мышления "Верно/неверно". Прошу учащихся не только согласиться с утверждением или опровергнуть его, но и обязательно найти подтверждающие факты (justifications) в тексте и представить их в виде развернутого ответа. Прием особенно актуален, когда требуется привлечь внимание учащихся к отдельным аспектам текста, выяснить, насколько правильно понят текст. Считаю, это универсальный прием, способствующий активизации мыслительной деятельности учащихся. Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию текста, умение обосновывать и отражать свое мнение.

 

 

« Шифровка »

Сейчас в мире так много говорят о шпионах и разведке. Вот и я предлагаю вам поиграть в шпионов. Прочитайте текст. В нем некоторые слова зашифрованы. Вам нужно найти ключи к разгадке и восстановить текст. (СЛАЙД 23)

Данный прием успешно применяю и в младших, и в старших классах. Предлагаю детям перевоплотиться в детективов или шпионов. Выдаю зашифрованный текст (это могут быть несколько некрупных текстов). В этих текстах слова, в основном это повторяющиеся служебные слова, заменены соответственно на разные значки. Учитель сам вправе определить степень сложности деформации текста в зависимости от уровня подготовки учащихся. От учителя требуется предварительная подготовка - набрать текст, сделать необходимые замены, распечатать тексты(по необходимости). Но работа того стоит. Во-первых, учащиеся работают с текстом с увлечением и интересом независимо от возраста.  Во-вторых, это очень удобный способ для активизации мыслительной деятельности и концентрации внимания учащихся. И, наконец, прием эффективен для продуктивного осмысления и систематизации изучаемого грамматического и лексического материала в процессе восстановления деформированного текста.
 

 

Итак, подводя итог своему выступлению, хочется сказать, что количество приемов и методов технологии смыслового чтения может быть бесконечно, так как нередко сам текст подсказывает прием работы с ним. (СЛАЙД 24) Я поделилась с вами только некоторыми из них.  Вообще, все зависит от творчества учителя, которое тоже имеет возможность совершенствоваться во время организации такого рода деятельности, ну и, конечно, от меры приспособленности учащихся к такого рода приемам работы. Считаю, что использование на уроках приведенных выше методов и приемов эффективно, так как их применение способствует повышению мотивации к чтению, развитию мышления и творческого воображения, концентрации внимания, увеличению объема словаря, а, значит,  формированию универсальных учебных действий.

 

 А закончу свое выступление напутствием: Находите! Изучайте! Эффективно применяйте приемы смыслового чтения! (СЛАЙД 25)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005.

 

2. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 - 9 классах: как реализовать ФГОС. – М.:Баласс, 2013. – 128 с.

 

3. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ СМЫСЛОВОГО  ЧТЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС  ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

4. Методические рекомендации учителям, работающим по ФГОС, по теме "Смысловое чтение"

 

5. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ! № 10 (34) октябрь 2014 г.

 

6.https://yandex.ru/video/search?filmId=1625638359588048037&text=%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BC%20%D1%81%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82

 

7. https://infourok.ru/sbornik-priemov-i-tehnik-formirovanie-navikov-smislovogo-chteniya-2198714.html

 

8.  http://psihdocs.ru/formirovanie-osnov-smislovogo-chteniya-v-ramkah-realizacii-fgo.html

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: miladubitskaya80 (08.02.2019)
Просмотров: 890 | Теги: приемы смыслового чтения, смысловое чтение, смысловое чтение на уроках английск | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar