Главная » Статьи » Мои статьи |
«Реализация требований ФГОС ООО в практическом применении УМК Афанасьевой О.В., Михевой И.В. «RainbowEnglish» (из опыта работы). (Дубицкая Л.В., учитель английского языка МОУ Югыдъягской СОШ). Здравствуйте, уважаемые коллеги!(слайд 1) Все мы рано или поздно сталкиваемся с проблемой выбора УМК. Конечно, приоритетом в выборе учебников является наличие его в федеральном перечне, но не менее важным моментом является и содержательная часть УМК, чтобы дать учителю реальную возможность подготовить выпускника школы в соответствии с требованиями ФГОС. В МОУ Югыдъягской СОШ преподавание английского языка ведется по УМК "Rainbow English".(слайд 2)С этого года мы начали апробацию "Rainbow English" в начальной школе (2 класс) и средней школе (10 класс). В 5-9 классах мы работаем по данному УМК уже третий год. И сегодня я хотела бы поделиться опытом применения "Rainbow English" О.В.Афанасьевой, И.В. Михеевой на уроках английского языка в основной школе. Серия "Rainbow English" – это достаточно новая линия УМК по английскому языку, первые учебники которой вышли в издательстве «Дрофа» в 2011 году. В данный момент завершена работа над учебниками для 10 и 11 классов. Линии УМК для начальной, основной и средней школы рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации.
Почему мы выбрали данный УМК? Когда встал вопрос выбора новой линии, мы руководствовались следующими критериями(слайд 3):
Пересмотрев разные учебники по английскому языку, мы решили остановить свой выбор на "Rainbow English" и по сей день не жалеем об этом. Учебно-методические комплекты для основной школы включают Следующие компоненты:(слайд 4) • учебник (книгу для учащегося); • рабочую тетрадь; • аудиоприложение; • рабочую программу; • книгу для чтения; • книгу для учителя; • лексико-грамматический практикум; • диагностические тесты. Обоснованием выбора комплекса для реализации рабочей программы считаем аргументы, представленные на слайде(слайд 5):
Как и в случае с любым другим учебником, есть учителя, которые считают учебник "Rainbow English" ужасным и скучным. Но мы, как и многие учителя, апробировавшие УМК, считаем его находкой, потому что он очень постепенный, логичный, последовательный, иногда даже медленный, но по нему можно всех научить. УМК «Rainbow English» дает возможность работать с учениками любого уровня, учебники сочетают всебе целый комплекс методик изучения иностранного языка в процессе реализации системно-деятельностного подхода. Деятельностный характер освоения содержания УМК “Rainbow English” направлен на достижение метапредметных результатов. В методическом плане(слайд 6) серия «Rainbow English» совмещает инновационные технологии с традиционными, проверенными временем, что создает условия для свободного общения на английском языке и его применения в той или иной деятельности, способствует формированию мотивации в овладении знаниями. У школьников на доступном для них уровне формируются системные языковые представления, расширяется лингвистический кругозор, развиваются эмоционально-чувственная сфера, креативные способности и познавательные мотивы. При этом новый социально-коммуникативный опыт приобретается в зависимости от этапа обучения посредством игры, драматизации, слушания песен, чтения текстов разных жанров и стилей, моделирования адекватных возрасту жизненных ситуаций.Учебники формируют позитивный настрой на обучение. А также обладают коммуникативно-когнитивной направленностью.Использование данного УМК позволяет реализовать творческий подход к обучению. (слайд 7)
Основой каждого УМК является учебник. Концепция учебника вполне проста. Он имеет единообразную структуру и состоит из определенного количества блоков, или учебных ситуаций (Units), разделенных на уроки (Steps). (слайд 8) В свою очередь любой урок (Step) имеет две части. Первая («Учимся вместе» / «Do it Together») предполагает работу учащихся в классе, вторая («Учимся самостоятельно» / «Do it on Your Own») (слайд 9) в основном ориентирована на закрепление пройденного материала и самостоятельное выполнение заданий дома. Учебники включают целый ряд сквозных разделов-рубрик (слайд 10) («NOTA BENE», «Social English», "Speech Patterns", «Word Building», «Idiomatic English» и др.), в которых в концентрированном виде подается значимая информация о языке, культуре, истории, географии стран изучаемого языка. Деятельностный характер УМК способствует формированию умения выражать свои мысли в соответствии с ситуацией, овладению монологической и диалогической формами речи, инициативному сотрудничеству при отборе и обсуждении информации, управлению речевым поведением. Разделы учебников «Учимся самостоятельно» приучают ставить учебные задачи, планировать свою деятельность и оценивать ее итог. (слайд 11) Осуществить рефлексию помогают вопросы: «В каких грамматических явлениях вы допустили ошибки?», «Что могло бы вам помочь лучше справиться с заданиями по говорению? Письму?», «Приходилось ли вам при выполнении заданий обращаться за помощью к своему учителю? Родителям?», «Использовали ли вы при выполнении заданий дополнительные ресурсы - справочники, Интернет?», «Насколько вы довольны своими результатами?».
Начиная с 6-го класса (иногда, а с 7-го класса практически каждый уроклюбого учебника и рабочей тетради) содержит задания, помеченные значком SFA (State Final Assessment). (слайд 12) Их последовательное выполнение дает возможность хорошо подготовить учащихся к ОГЭ (ГИА). Каждый раздел (слайд 13) заканчивается уроком обобщения и повторения(«Round-Up»в 5-6 классах, «Consolidation Lesson» в 7 классе, "Consolidation and Extension", "Revision" в 8 классе, «Revision and Extension»в 9 классе) и уроком контроля сформированности предметных результатов «Test Yourself».
Учебник состоит из двух частей, что является положительным моментом. (слайд 14) Однако, здесь же выявляется и небольшое неудобство. Авторы учебника решили не перегружать 1 часть и не включили в него словарь, таблицу неправильных глаголов и грамматический справочник. Однако это создает неудобства только первые полгода.Несомненным плюсом учебника для 5 класса является наличие рубрики "Формулировки заданий"/"GuidetoTextbookTasks",(слайд 15) где приведены все возможные формулировки заданий к упражнениям.
Интегративной целью обучения (слайд 16) английскому языку по серии «RainbowEnglish» является формирование коммуникативной компетенции в совокупности пяти ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной и компенсаторной. В процессе реализации указанной цели осуществляется воспитание школьников, их общее и филологическое образование, личностное развитие. Основным предметным результатом является формирование иноязычных умений в говорении, чтении, письменной речи, аудировании. Учащиеся приобретают необходимые знания о фонетике, лексике, грамматике и орфографии языка, а также навыки оперирования данными знаниями, причем в УМК «RainbowEnglish» уделяется одинаковое внимание всем этим аспектам.
Очень дозировано подается грамматика. Как и в любом другом учебнике, одно крупное грамматическое явление рассматривается на протяжении всего раздела. Грамматические правила выносятся на цветных плашках. (слайд 18) Подача грамматики осуществляется только на знакомом лексическом материале. Невозможно встретить ни одного нового слова, чем, по-моему, часто грешили учебники Биболетовой. Правила достаточно понятные, доступные для понимания и соответствуют возрастным особенностям школьников. Авторы УМК включают достаточное количество упражнений для отработки грамматических явлений, но если учителю может показаться их недостаточно, то есть возможность обратиться в любой момент к материалу лексико-грамматического справочника и рабочей тетради. Упражнения строятся от самых простых, имитативного характера, с использованием иллюстраций в 5-6 классах, до продуктивных, ориентированных на сильных учащихся. Вообще, в плане лексико-грамматических упражнений хочется отметить, что материал, как лексический, так и грамматический, постоянно повторяется, поэтому ученики легко его усваивают, без лишних заучиваний и усилий. Все разделы между собой связаны этими повторениями. При подаче нового материала будут обязательно присутствовать упражнения на закрепление старого. Задания для самостоятельной работы дома в разделе «Учимся самостоятельно» / «DoitonYourOwn» всегда дополняют работу на уроке и являются посильными для учащихся. Не надо думать, как организовать закрепление дома. Авторы уже все продумали. Материал разнообразный, с учебником интересно работать. Всегда есть из чего выбрать. В отличие от УМК-предшественников в «RainbowEnglish» уделяется внимание пунктуации и орфографии. (слайд 19) Авторы УМК предусмотрели написание диктантов, поэтому в конце каждой темы имеется рубрика "Wordbox" (в 5-6 классе «Dictation»)с материалом к диктанту. В уроке контроля обязательно включаю первым заданием написание 10 слов/словосочетаний под диктовку. В связи с этим, для каждого нового блока лексики даю домашнее задание - выучить к письменному и устному зачету. На уроке он занимает немного времени. В результате, дети стали писать грамотнее. А это к тому же подготовка к ОГЭ - К4 в задании 33. Большое внимание в УМК уделяется работе над аудированием. (слайд 20) Учебники всех классов изобилуют аутентичными аудитивными текстами и заданиями к ним, часто в формате ГИА. Аудирование включено практически в каждый Step(урок) и может быть очень полезным на этапе постановки цели и задач урока и мотивации учебной деятельности учащихся. Хотя, следует отметить,что авторы не обязывают учителя организовывать работу на аудированиемстрого в начале урока. Упражнения с аудитивным материалом прекрасно вписываются в любой этап урока, будь это этап первичного закрепления, актуализации или обобщения и систематизации знаний, применения знаний и умений в новой ситуации, проверки уровня сформированности у учащихся общеучебных умений или на этапе контроля. К несомненным плюсам УМК можно отнести:
Планомерно ведется работа над всеми видами чтения на основе аутентичных текстов страноведческого и познавательного характера, сказок, статей и т.п. (слайд 22) Материалы для чтения и аудирования содержат обширную лингвострановедческую информацию, которая еще более расширяется в старших классах. (слайд 23) Школьники знакомятся:
Социокультурная компетенция формируется в процессе использования английского языка как средства межкультурного диалога. Это создает условия для расширения и углубления знаний о своей культуре, поскольку обсуждение большей части проблем предполагает сопоставление фактов жизни родной страны и других государств. Также школьники овладевают способами сделать свою речь более вежливой, учатся выражать предпочтение, неприятие, удивление, ведут дискуссии и аргументированно отстаивают свою точку зрения. Значительное место отводится комментированию предлагаемых явлений или идей, высказываемых в аудиотекстах и текстах для чтения. (слайд 24) Неоспоримым достоинством УМК «RainbowEnglish» считаю организацию работы над письменной стороной речи. В основном с заданиями по письму можно поработать в рабочей тетради. В 9 классе очень подробно и доступно организовано обучение учащихся написанию личного письма в полном соответствии с требованиями критериев ОГЭ. В результате, за пару уроков даже слабые учащиеся уяснили для себя структуру, требования к написанию личного письма, усвоили необходимые реплики-клише и пишут достаточно успешноответы на письмо-стимул. К другим плюсам УМК «Rainbow English» можно отнести:
Есть, конечно, и некоторые недостатки:
В заключение, хочется сказать, что идеального УМК, наверно, не бывает. Во всех учебно-методических комплексах можно найти плюсы и минусы. Трудно изложить концепцию всего УМК за несколько минут. Считаю, что отношение к учебнику во многом зависит от результатов, которых удается достичь с его помощью. Поэтому, предлагаю вам, дорогие коллеги, обязательно открыть учебник "Rainbow English", возможно, попробовать его, и "ваш опытный взгляд" сразу увидит все его недостатки и достоинства, а последних значительно больше. Напоследок хочется пожелать всем успеха в "поисках правильного" УМК!
Источники:
| |
Просмотров: 3641 | | |
Всего комментариев: 0 | |